БОУНБ в Интернете

Научно методический отдел

БиблиоМетодист

Канал на YouTube

Создание благоприятной читательской среды

Областное государственное казённое учреждение культуры
«Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»
Научно-методический отдел

Создание благоприятной читательской среды

Рекомендательный список литературы

Составитель: Т.И. Рыжкова, главный библиотекарь.

«Библиотека становится океанским лайнером, книжным кораблём, приглашением к путешествию, кладезем света и всегда событием», – так образно охарактеризовала обновляющуюся современную библиотеку французский библиотекарь Жаклин Гаскюэль, автор книги «Пространство для книги», вышедшей в свет в 1995 году.

Сегодня на борту «книжного корабля» помимо книжных сокровищ, появились и некнижные: аудио-, видеоматериалы, компакт-диски, СD-ROMы. Облик библиотек изменили маленькие картинные галереи, минимузеи, уютные «ниши» для чтения, общения, развлечений и творчества. Здесь можно не только почитать, но и отдохнуть, поиграть, побывать на вернисаже, музыкальном или театральном представлении, послушать стихи профессиональных поэтов и прочитать свои собственные.

Характер библиотечной среды зависит от выбора библиотекой приоритетов своей деятельности, их соответствия потребностям ближайшего социального окружения.

Вопросы создания соответствующей библиотечной среды нужно рассматривать не изолированно, а в общем контексте проблем стратегического планирования и управления качеством обслуживания. При этом необходимо учитывать, что связь библиотеки с пользователем определяется тем, как им чисто субъективно воспринимаются те или иные услуги.

В рекомендательный список «Создание благоприятной читательской среды» включены статьи из периодических изданий с 2004 по 2011 годы, из фонда БОУНБ им. Шолом-Алейхема.

1. Богданов, К.   В рейтинге лидирует информация : о делах профессиональных и социальных / К. Богданов // Библиотека. – 2010. – № 5. – С. 46-48.
Результаты социологического исследования на тему значения книгохранилища и роли библиотечного обслуживания в читательской среде, проведенного Орловской центральной городской библиотекой имени А. С. Пушкина.

2. Булдакова, А.   Информационный оазис в глубинке / А. Булдакова // Библиотека. – 2008. – № 11. – С. 42-44.
Информационно-библиографическая деятельность сельской библиотеки-филиала № 17 Сарапульской районной централизованной библиотечной системы.

3. Бушуева, С. Ю.   Комфортная среда для диалога поколений: детская библиотека – лидер культуры / С. Ю. Бушуева // Библиотечное дело. – 2007. – № 1. – С. 20-23.
Правильно организованное детское библиотечное пространство направляет и поддерживает читательское развитие ребёнка. Поэтому задача библиотекаря – грамотно формировать и защищать это пространство.

4. Васильева, С. Г.   Безбарьерное – значит свободное...: как сформировать библиотечное пространство для людей с физическими ограничениями здоровья / С. Г. Васильева // Библиотечное дело. – 2009. – № 4. – С. 27-29.
Примеры успешного решения проблем архитектурной, образовательной и информационной доступности в библиотеках.

5. Войтович, Т. А.   Окно в Россию: библиотека – детский туристический объект / Т. А. Войтович // Молодые в библиотечном деле. – 2008. – № 10/11 : Специальный выпуск. – С. 126-142.
Описание и обзор реализации проекта молодых специалистов Санкт-Петербургской ЦГДБ, целью которого является включение библиотеки в систему детско-юношеских туристических объектов города посредством создания на базе библиотеки безопасной мультикультурной и информационной среды.

6. Волженина, С. Ю.   Югорский феномен: на пути к общественному раю / С. Ю. Волженина // Библиотечное дело. – 2009. – № 4. – С. 18-20.
В последние годы в России активизируется библиотечное строительство, а значит, тема организации пространства библиотек снова становится актуальной. О межрегиональном научно-практическом семинаре «Организация библиотечного пространства в библиотеках малых городов».

7. Дегтева, Л.   Как воспитать талантливого читателя / Л. Дегтева // Библиополе. – 2007. – № 7. – С. 35-37.
О театрализации как форме развития читательского творчества детей (театр книги, кукольный театр). Более подробно об обсуждении книг как методе активизации восприятия литературного произведения.

8. Диканенко, Л.   Двери каждому здесь открыты : городская акция «Читающие дети – надежда общества» / Л. Диканенко // Библиополе. – 2009. – № 1. – С. 24-27.
Об акции «Читающие дети – надежда общества», проведенной в Ярославской централизованной системе детских библиотек: цели и задачи, обзор мероприятий.

9. Драгныш, Е.   Красиво. Удобно. Комфортно : тенденции развития архитектуры и организация внутреннего пространства библиотечных зданий / Е. Драгныш // Библиополе. – 2011. – № 8. – С. 19-23.
О реализации архитектурно-планировочных требований при строительстве новых и реконструкции старых зданий публичных библиотек в Великобритании, а также об организации их внутреннего пространства.

10. Затонских, Г.   Журнальная страна : опыт работы с периодическими изданиями в отделе обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста / Г. Затонских, Л. Ивко // Библиополе. – 2009. – № 4. – С. 59-60.
Об опыте Липецкой ОДБ по привлечению детей к чтению периодических изданий: выпуск рекламных буклетов о журналах, изучение читательских интересов, проведение театрализованных экскурсий по библиотеке, издание библиотечной газеты и др.

11. Капранова, С. А.   Имидж ничто?! : новый облик детских библиотек Севастополя / С. А. Капранова // Библиотечное дело. – 2007. – № 1. – С. 24-27.
Библиотеки существуют в культурном пространстве и образуют своё специфичное, библиотечно-культурное пространство, социобиблиотечное, библиотечно-коммуникационное. Это пространство – территория библиотеки и те территории, где проводятся её мероприятия, где библиотека реализует свои контакты с читателями-пользователями.

12. Козлова, Е.   Сформировать особую среду / Е. Козлова // Библиотека. – 2009. – № 2. – С. 55-57.
Белгородская государственная специальная библиотека для слепых имени В. Я. Ерошенко, которая пытается заполнить пробелы издательского рынка для слепых путём самостоятельного издания необходимой литературы в нужных для пользователей форматах.

13. Конкина, Г.   Формируем культурно-нравственную среду села / Г. Конкина // Библиотека. – 2008. – № 11. – С. 10-13.
Опыт работы Яковлевской межпоселенческой центральной библиотеки (Белгородская область) по обслуживанию читателей на селе.

14. Коровина, И.   Под сенью книжного сада / И. Коровина // Библиополе. – 2008. – № 9. – С. 58-60.
Обзор деятельности ЦДБ посёлка Никель: работа зала семейного чтения, организация необычных выставок для детей, проведение праздников, организация Летних, Осенних и Рождественских чтений.

15. Крякова, С.   Здоровьесберегающая среда: что это такое? / С. Крякова // Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 30-32.
Работа Белгородской государственной специальной библиотеки для слепых им. В. Я. Ерошенко по информированию специалистов, работающих с детьми-инвалидами.

16. Кувшинова, М.   Территория красоты / М. Кувшинова, М. Болотова // Библиополе. – 2009. – № 10. – С. 40-47.
Об итогах очередного конкурса сельских библиотек «Красота вокруг нас», проведенного в Нижегородской области. О библиотеках-победителях с обзором организации и оформления в них библиотечного пространства.

17. Ладушкина, О.   И в кризис детям у нас комфортно / О. Ладушкина // Библиотека. – 2009. – № 9. – С. 18-20.
Опыт работы Новокуйбышевской центральной детской библиотеки.

18. Лаврова, К. Б.   И храм, и мастерская : библиотека как «третье здание» / К. Б. Лаврова // Библиотечное дело. – 2009. – № 4. – С. 21-23.
Слово «библиотека» практически со всех языков мира переводится как «книгохранилище». Внешне весьма утилитарное назначение – место для хранения книг, скрывает первоначальный сакральный смысл.

19. Матлина, С. Г.   Завоёвывать и преодолевать или обживать и осваивать? : социально-культурные аспекты формирования библиотечного пространства / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2009. – № 4. – С. 2-9.
Теория библиотечного пространства находится в важной стадии – стадии осознания новых смыслов, точнее, осмысления самой себя. Для этого недостаточно традиционного «взгляда изнутри», использования лишь библиотечно-информационных методов.

20. Микийчук, М. А.   Команда супергероев : школа творческого общения / М. А. Микийчук // Библиотечное дело. – 2011. – № 10. – С. 38-40.
О работе инициативной молодёжной волонтёрской группы «Нокаут» в детской библиотеке им.Пушкина города Сарова.

21. Миронова, И. В.   Компьютер – друг, но здоровье – дороже : организация безопасных условий доступа к электронным ресурсам / И. В. Миронова // Библиотечное дело. – 2009. – № 4. – С. 30-31.
Организация библиотечного пространства с точки зрения обеспечения безопасности пользователей при эксплуатации компьютерной техники.

22. Мошкина, Т.   Библиотека и семья: грани взаимодействия / Т. Мошкина // Новая библиотека. – 2008. – № 5. – С. 18-19.
Указом Президента России 2008 год объявлен Годом семьи. В начале прошлого века Россия славилась традициями семейных чтений. Тенденция снижения интереса к чтению приводит библиотекарей к поиску способов противодействия этому. В последние годы всё отчетливее проявляется стремление библиотек Колпашевского р-на Томской области стать центрами организации культурного досуга детей и родителей. Взаимодействие библиотеки и семьи – это наиболее эффективный путь приобщения к чтению взрослых и детей. Общей идеей работы библиотек с семьёй должно быть создание комфортной среды общения, информационное обеспечение семьи. Важно объединить детей и родителей в творчестве, научить работать и отдыхать.

23. Наконечная, Г.   Здесь всегда комфортно : 85 лет первой детской библиотеке Приморского края / Г. Наконечная // Библиополе. – 2010. – № 6. – С. 32-34.
О праздновании юбилея Владивостокской детской библиотеки имени А. С. Пушкина.

24. Недашковская, Т.   Свободные пространства – особенность новой архитектуры библиотек / Т. Недашковская // Библиополе. – 2011. – № 3. – С. 14-18.
О комплексе зданий муниципальной библиотеки с функциями ре­гиональной (BMVR) в г. Реймсе: история, проекты строительства и реконструкции здания Библиотеки имени Карнеги, входящей в комплекс. О здании и организации пространства Библиотеки имени Робера де Сорбона.

25. Никифорова, Е.   Тепло взаимного доверия : психологическая служба в библиотеке / Е. Никифорова // Библиополе. – 2008. – № 10. – С. 29-31.
О направлениях деятельности психологической службы Липецкой ОДБ: темы и методы проводимых исследований, психологическое консультирование в центре «Доверие», работа студии творческого развития читателя «Беби-АРТ» и клуба профессиональной ориентации «Твой выбор».

26. Оганесян, Н. Т.   Библиотерапия как средство коррекции и регуляции психических состояний личности / Н. Т. Оганесян // Библиотековедение. – 2007. – № 4. – С.71-74.
Исследуется проблема регуляции и коррекции психических состояний личности с помощью художественного (поэтического) текста. Показана эффективность воздействия поэзии в режиме библиотерапии (терапии поэзией). Акцент делается на саногенной функции поэзии.

27. Перепелица, В. В.   Любите ли вы свою работу, как люблю её я? / В. В. Перепелица // Библиотека. – 2004. – № 1. – С. 61-63.
Массовая работа в юношеской среде.

28. Равинский, Д. К.   Великое общественное пространство : путешествие в иные миры / Д. К. Равинский // Библиотечное дело. – 2009. – № 4. – С. 10-17.
Организация пространства в библиотеке передавала философию библиотечного обслуживания яснее, чем любые слова.

29. Селищева, Л.   Организация библиотечного прос­транства для детей: занятие 1 / Л. Селищева // Библиополе. – 2006. – № 11. – С. 38-41.
Знакомство с библиотекой: вестибюль; выдача и возврат книг; интерьер; цветовая гамма; эмоционально-психологическая характеристика цветосочетаний.

30. Селищева, Л.   Организация библиотечного прос­транства для детей: занятие 2 / Л. Селищева // Библиополе. – 2006. – № 12. – С. 21-24.
Рекомендации для детских библиотек в организации библиотечного пространства: интерьер детской библиотеки, меблирование детской библиотеки, библиотечный дизайн, дизайн детской библиотеки, среда вокруг библиотеки.

31. Селищева, Л.   «Беби-АРТ»: взаимодействие детской библиотеки и семьи в поддержку творческого развития читателя / Л. Селищева // Библиополе. – 2009. – № 6. – С. 30-32.
Об опыте работы студии творческого развития читателя «Беби-АРТ» Липецкой ОДБ: задачи студии, методы работы и формы занятий с детьми (чтение сказок и обучение их пониманию, игры со сказками, иллюстрирование сказок и др.), работа с родителями.

32. Семенова, Е.   Имидж в цифровом измерении / Е. Семенова, М. Митюкова // Библиотека. – 2007. – № 1. – С. 57-60.
Формирование имиджа библиотекаря и библиотеки не только в реальном, но и в виртульном пространстве посредством столь любимых сегодня детьми и юношеством компьютерных игр.

33. Скарук, Г. А.   Роль лингвистических средств в обеспечении комфортности поиска в электронном каталоге / Г. А. Скарук // Научные и технические библиотеки. – 2011. – № 1. – С. 101-110.
Рассматриваются различные подходы к обеспечению комфортности поиска в электронном каталоге. Уточняется роль лингвистических средств в этом процессе.

34. Телятникова, Е.   Говорящие закладки: исследования читательских предпочтений подростков / Е. Телятникова // Библиополе. – 2009. – № 5. – С. 15-17.
Об опыте работы детского отдела Тарской ЦРБ по изучению чтения подростков: формы исследования читательских интересов в процессе проведения обзоров у книжных выставок, Недели детской книги, декады молодого патриота и др.
35. Телятникова, Е.   Мы помним чудные мгновенья... / Е. Телятникова // Библиополе. – 2009. – № 2. – С. 44-46.
Обзор мероприятий, проведённых в рамках Недели детской и юношеской книги в Тарской ЦБС: книжные выставки, Праздник Верного Читателя, Дни информации, литературные утренники, День омской книги, театрализованные представления.

36. Тихонова, Е.   Читаем вместе / Е. Тихонова // Библиополе. – 2010. – № 4. – С. 13-19.
Об опыте Томской ОДЮБ по привлечению детей и молодёжи к чтению: обзор проведения фестиваля «Устами детей говорит мир», конкурса на лучшую читающую семью, эстафеты «Молодое поколение читает!», а также мероприятий и акций в рамках социокультурного открытого проекта «Читаем вместе».

37. Чурашева, О. Л.   Информационно-психологическая безопасность читателей: создание модели деятельности публичной библиотеки / О. Л. Чурашева // Библиотечное дело. – 2007. – № 2. – С. 21-23.
Информационно-психологическая безопасность личности, её комфортное существование в информационной среде стали как никогда актуальными в условиях становления глобального информационного общества в связи со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, расширением информационного обмена, с растущими потребностями в информационных ресурсах и услугах.

38. Шаймарданова, Л. А.   Стиль. Цвет. Свет: интерьеры-трансформеры в детской библиотеке / Л. А. Шаймарданова // Библиотечное дело. – 2009. – № 4. – С. 32-34.
Библиотечное пространство для детей требует особого подхода, креативности, смелых идей и неожиданных решений. О Центральной детской библиотеке г. Нижневартовска.

39. Шапкова, Н. В.   От проекта до объекта: звёздное небо и генератор запахов со звуками живой природы / Н. В. Шапкова // Библиотечное дело. – 2009. – № 4. – С. 35-37.
О строительстве и открытии нового здания Центральной библиотеки Нефтеюганска.

40. Шарапова, Т. В.   Программа «Библиотека – развивающая­ся среда для юношества» / Т. В. Шарапова // Молодые в библиотечном деле. – 2005. – № 9/10. – С. 127-132.
Реализация программы «Библиотека – развивающаяся среда для юношества» в Краснокамской центральной городской библиотеке Пермской области.

41. Шахнович, Г.   До третьих петухов: пусть станет мир сплошной библиотекой / Г. Шахнович // Библиотечное дело. – 2011. – № 10. – С. 41.
Рассказ о креативном марафоне «Люблю тебя, моя Библиотека», прошедшего в Слуцкой городской детской библиотеке.
42. Шашкина, А. Л.   Библиотека в городской среде / А. Л. Шашкина // Библиотечное дело – XXI век. – 2006. – № 1. – С. 151-161.
Создание средствами дизайна привлекательного образа библиотеки.
43. Шрайберг, Я. Л.   Библиотеки, электронная информация и меняющееся общество в информационном веке : ежегодный доклад Международной конференции «Крым» / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2007. – № 1. – С. 25-55.
Доклад о меняющейся концепции библиотеки как системы, общественного института, будущее библиотеки в информационном обществе и новых формах работы библиотеки.

44. Шрайберг, Я. Л.   Российские электронные библиотечные ресурсы и авторское право / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2005. – № 10. – С. 5-12.

Доклад о создании и использовании электронных ресурсов и электронных библиотек. Основная цель – обеспечение пользователей комфортным обслуживанием полного цикла в удалённом режиме. Правовое регулирование процесса создания электронных библиотек. Учёт авторских прав.

45. Яцкова, Т. С.   Занимательная библиография : информационная культура детей / Т. С. Яцкова // Новая библиотека. – 2007. – № 6. – С. 21-23.
Игровые методы для привития детям навыков свободного и комфортного ориентирования в мире информации. Для этих целей Липецкая областная детская библиотека разработала библиоскоп, игровую систему координат, игровые программы, библиографические игры для компьютерного диска.

Единый портал государственных и муниципальных услуг