БОУНБ в Интернете

Научно методический отдел

БиблиоМетодист

Канал на YouTube

Ценная находка

Ценная находкаВ архивах Биробиджанской областной универсальной научной библиотеки им. Шолом-Алейхема найден Дневник клуба «Поэзия». Этот дневник представляет собой старый альбом для черчения. На его толстых пожелтевших от времени  листах наклеены ранние стихи Виктора Соломатова, Леонида Школьника, Анатолия Кобенкова, Эллы Валериной и  статья А. Семёнова (предположительно, Арсения Семёнова) «У костра Поэзии», опубликованные в газетах.

Дневник пестрит автографами тех, кто когда-то собирался на литературные встречи в областной библиотеке: биробиджанцев - Л. Школьника, В. Соломатова, А. Кобенкова, М. Мельникова, О. Ермолаевой, И. Бронфмана (подпись на русском и еврейском языках), просто Гиты и не совсем определённой  личности (по подписи можно догадаться, Г. Чуленко - Галины Романовой); гостей из Ленинска – А. Цымбалёвой (ныне Александра Днепровская), Н. Капусто; хабаровчанина П. Халова; рижанина В. Костылева. Эти автографы завершают их пожелания клубу, личные жизненные кредо молодых поэтов или юмористические цитаты классиков.

Вырезки из газет и дневниковые записи не датированы, и об их возрасте можно было бы лишь догадываться. Директор библиотеки, кандидат исторических наук Ольга Журавлёва обратилась к своим научным записям и  нашла материалы, говорящие о времени,  в котором когда-то работал клуб «Поэзия» в нашей библиотеке. В Государственном архиве ЕАО несколько лет назад Ольга Прохоровна обнаружила следующие данные: «Ф215, оп1, д55,отчёт за 1965 г л.16 В 1965 г. в читальном зале создан молодёжный клуб «Поэзия», 31 января 1965 г. -  литературный вечер «Поэзия молодых» ( Школьник, Кобенков, Соломатов), 21 марта литературный вечер «Голоса советских поэтов», 19 сентября встреча с рижским поэтом В. Костылевым». Заметки учёного сообщают точные даты мероприятий клуба.

А содержание статьи А. Семёнова, сохранившейся в  Дневнике, проливают свет на поэтические приоритеты  1960-х.

А. Семёнов, даёт оценку выступлений молодых поэтов Хабаровского края, собравшихся «У костра Поэзии», и подвергает критике их творчество. Цитирую: «Геннадий Звездов из посёлка Тулинская увлёк слушателей мысленным путешествием по странам мира

Я с детства самого

Люблю смотреть

в ночную даль.

В неясном сумраке

Мне светит верная

звезда.

Быть может,

в западных

Я побываю городах,

Увижу заводи

Эрионтарского пруда.

Дома Нью-Йорковы

Закроют синий

небосвод.

Туманы Лондона

Звезда лучами

не пробьёт…

Геннадий предпринял это путешествие с похвальной целью – убедить нас, что «верную звезду» он найдёт лишь на Родине. Мысль хорошая. А заводей несуществующего в природе «Эрионтарского пруда» ему не простили… Посоветовали подналечь на географию» .

Вот так! В шестидесятые география и в поэзии требовала точности. Хочется спросить: «А как же быть с художественным вымыслом?» А «верная звезда - лишь на Родине» – «мысль хорошая»…

Двадцатилетнему Леониду Школьнику, на первый взгляд, повезло больше, о нём А. Семёнов писал: «Более удачно выступил у поэтического костра биробиджанец Леонид Школьник. Он прочёл стихи «Мёд» и «Я плюс ты». У него нашлись мускулистые энергичные строки. И хотя в стихах «Мёд» обнаружилось явное влияние Е. Евтушенко, а «Я плюс ты» оказались слишком камерными, у костра было высказано единодушное суждение, что при упорной учёбе Леониду удастся написать такие стихи, которые по-настоящему взволнуют слушателей и, безусловно, будут опубликованы на страницах «Молодого дальневосточника». Ну что ж, время требовало даже  на тему «Я плюс ты»  писать более пафосно, чем камерно. Но именно камерность его стихов «по-настоящему волнует слушателей» и в двадцать первом веке. «При упорной учёбе» Леонида Школьника, ему удалось стать известным не только читателям «Молодого дальневосточника»…  Перечитываем в альбоме его стихотворение «Дуда» и восхищаемся, как юному Леониду удалось  глубокую философию выразить в такой простоте и камерности…

Она пришла издалека.

Она пришла от мужика.

Мужик в дуду свою дудел

И в небо чистое глядел.


И падал снег. И таял снег.

И шёл на смену веку век.

И я, как никогда спокоен,

И увлечён, как никогда,

Её берёзовым настроем

Над ломким зеркалом пруда.


Сижу я в приумолкшем зале

У музыкантов на виду.

И благодарными глазами

Гляжу

на древнюю

дуду…

Да, каждое время во всём расставляет свои  «плюсы» и «минусы».

В стихах Виктора Соломатова, помещённых на первую страницу Дневника – история его поэтического становления, его поэтическое кредо:

Искать!

Писать!

Работать!

Драться!

Спорить!

И вновь работать, время теребя!

Нет, больше я не проиграю боя,

Иначе проиграю сам себя!

Обратим внимание на дату первого заседания клуба: 31 января. Это день рождения Соломатова. В 1965 году ему исполнилось 28 лет. С такого события и начал свою работу клуб «Поэзия». Недавно Соломатову исполнилось 80, он со своей женой Галиной Романовой (в дневнике она значится  -  Г. Чуленко) живёт в Израиле и при всяком удобном случае шлёт привет Биробиджану.

В дневнике помещены стихи Эллы Валериной. Это редкая публикация её стихов. Биробиджанцы знают её под именем Элла Иоффе как  автора текста известной песни Роальда Васильева «Тополями пахнет вечер утомлённый». Во вступительной статье к её стихам отмечают её дар слова, способность остро чувствовать, умение зажигаться простыми проявлениями жизни. Можно добавить и  юношеское романтичное мировосприятие:

Никогда, никогда

Не устану я

Всё, что дорого сердцу

Любить.

Среди ночи

На сопку встану я,

Из «Ковша»

Буду звёзды пить.

В альбоме представлены трогательные ранние стихи  Анатолия Кобенкова, кого уже нет на этой земле. Он оставил нам строчки:

Костёр! Костёр! Ты слышишь,

чуть дыша,

Крадётся осень в лунном

освещеньи;

И надо желтизну карандаша

Запомнить, как таблицу

умноженья.

Не зря попался в руки библиотекарей старый Дневник клуба «Поэзия», но чтобы мы  не забывали и «желтизну их карандаша», и коричневость этих старых страниц, и золотой свет костра их поэзии.

Алла Акименко